Особенности российского рынка алкогольной продукции
В 2010 году бренди был одной из немногих категорий крепких алкогольных напитков, объем потребления которых увеличился. Продажи категории достигли 72 млрд. рублей, что на 5% больше показателя 2009 года. При этом 70% рынка бренди занимали отечественные марки напитка, 22% - бренди производства Республики Армения, импорт из других стран составлял около 8%.
Крепкий премиальный алкоголь (виски, французский коньяк, текила, джин, ликеры) - сегмент алкогольного рынка, демонстрировавший в России наиболее активный рост среди всех алкогольных напитков в течение пяти предкризисных лет. В 2010 году размер рынка достиг своего максимума в 50 млрд. руб. Тем не менее, это составляет лишь 10% в стоимостном выражении от всего российского рынка крепкого алкоголя. В 2010 году потребление премиальных спиртов сократилось больше всего. Общий объем ввезенного в страну премиального импортного алкоголя по итогам 2010 года оказался практически на четверть ниже объемов импорта 2009 года.
Самая крупная категория крепкого премиального алкоголя в натуральном выражении - виски. В 2010 году наблюдается рост доли виски на российском рынке на 4%, что связано с увеличением продаж более дешевых марок. Лидером рынка виски по-прежнему остается Johnnie Walker. В 2010 году его доля в стоимостном выражении превышала 26%, в прошлом году позиции этой марки немного ослабли. Далее идут White Horse, Chivas Brothers Jameson, Jack Daniel’s.
Второе место по объему продаж в стоимостном выражении в сегменте премиальных спиртов принадлежит французским коньякам. В 2010 году их составляла 27% рынка. Рынок коньяка в России довольно концентрирован - чуть более 80% рынка занимают пять ключевых марок - Hennessy, Martell, Remy Martin, Courvoisier, Otard.
Рынок импортных ликеров в 2010 году потерял 14% в стоимостном выражении (в рублях) в сравнении с 2009 г. Предпочтение потребителей сместились к ликерам российского производства, более доступным с точки зрения стоимости. Замыкают круг наиболее популярных в России элитных крепких алкогольных напитков - остающиеся «экзотическими» в России текила и джин. В 2010 году рынок текилы сократился на 9% в стоимостном выражении.
Джин является самой небольшой категорией в рассматриваемом сегменте. Этот рынок в 2010 году сохранил свой объем по стоимости. По сути, рынок джинов в России - это рынок двух игроков: Beefeater (около половины рынка в 2010 году), и Gordon’s (чуть более 40% рынка в 2010 году).
В отношении внешней торговли алкогольной продукции наблюдается существенный спад импорта, что обусловлено законодательными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2010 г. и требующими получения дополнительных лицензий на импорт алкогольной продукции. Отложенные до момента получения лицензий поставки были осуществлены импортерами в феврале 2010 г., что вызывало значительный всплеск объемов импорта в этом месяце. В итоге суммарный объем ввоза алкогольной продукции в РФ в январе-феврале 2009 и 2010 г. оказался идентичным и составил 410,2 млн. л. Таким образом, прирост к 2009 году равнялся 27,1%, а к 2008 году -2,5%. [18. с. 5]. Динамика импорта алкогольной продукции в Россию представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Общая динамика импорта всей алкогольной продукции за 2008-2010 гг. млн. л.
год |
янв |
фев |
мар |
апр |
май |
июн |
июл |
авг |
сен |
окт |
ноя |
дек |
всего |
2008 |
23,8 |
32,4 |
30,9 |
37,2 |
35,2 |
31,8 |
39,8 |
35,5 |
38,4 |
41,9 |
36,3 |
37,0 |
420,2 |
2009 |
13,6 |
20,7 |
26,8 |
26,3 |
23,5 |
23,3 |
24,6 |
26,1 |
30,7 |
35,0 |
36,1 |
36,1 |
322,8 |
2010 |
6,8 |
25,1 |
37,4 |
35,3 |
30,9 |
32,6 |
31,3 |
31,6 |
36,8 |
41,5 |
49,5 |
51,6 |
410,2 |