Особенности российского рынка алкогольной продукции
Рис. 1.4. Производство вина по Федеральным округам России, в %
Регионами с наибольшими объемами производства вина и винодельческих изделий в 2010 году стали: Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Ленинградская и калужская области. Лидирует Краснодарский край, производя около 43% всего отечественного виноградного вина. В Кабардино-Балкарской Республике выпускается 11% всего виноградного вина, производимого в России. Третье место занимает Ставропольский край, производящий 10% данной продукции. [17. с. 23]
В отношении потребления алкогольной продукции наблюдается смещение потребительских предпочтений с высоких ценовых сегментов в низкие. Кроме этого, произошли изменения и в структуре потребления алкоголя. Следует отметить, что на протяжении последнего десятилетия соотношение между крепким и слабым алкоголем изменялось в пользу легких напитков.
Рис. 1.5. Объем продаж отдельных видов алкогольной продукции и пива в 2010 г., в тыс. дал.
На сегодняшний день наибольшую долю в структуре потребления алкоголя в натуральном выражении занимает пиво - 73%. В стоимостном же выражении доля пива в 2010 году составляла около 36% объема российского алкогольного рынка и превысила 480 млрд. рублей, что на 5.5% больше по сравнению с 2009 годом. При этом объем потребления сократился на 6,5%, причем сильнее всего снизилось потребление в городах с населением менее 100 тыс. жителей, а также сельских населенных пунктах, что связано с социальным фактором и переключением потребителей в этих регионах наиболее дешевую продукцию.
Второе место по объему потребления среди слабогоалкогольных категорий занимает вино - его доля в объеме всего потребленного алкоголя в 2010 году составляла 8.5%. Емкость российского рынка тихих вин в 2010 году оценивается в сумму чуть более 155 млрд. руб., рынок игристых вин - около 51 млрд. руб., рынок вермутов - 14 млрд. руб. В объемном выражении суммарное потребление всех категорий вина составило около 120 млн. дал, что почти на порядок меньше, чем пива. Основным фактором, формирующим потребительские предпочтения на отечественном винном рынке, остается цена. При этом в 2010 году доля вин отечественного производства в стоимостном выражении сократилась до 45% из-за возросшей конкуренции с вернувшимися на российский рынок дешевыми молдавскими винами. Снижение продаж отмечено практически во всех категориях вин, за исключением игристых.
Водка в потреблении крепкого алкоголя в натуральном выражении занимает около 95%. Объем рынка водки в 2010 году составил чуть более 200 млн дал. По сравнению с 2009 годом легальный рынок водки сократился по объему на 7%. В денежном же выражении продажи водки оцениваются в 490 млрд руб., что лишь немногим выше значения этого показателя за 2009 год.
По данным аудита розничной торговли, проводимого в российских городах с населением более 100 тыс. жителей, на протяжении нескольких предкризисных лет в стоимостном выражении отмечался рост доли дорогой водки суперпремиального и премиального ценовых сегментов. Субпремиальный ценовой сегмент, где укрепили свои позиции популярные водочные марки «Журавли», «Хортиця», «Белая березка», развивается быстрее остальных, при этом темпы роста его доли в последние годы стремительно увеличивались. В 2010 году доля этого сегмента в стоимостном выражении также выросла, увеличились и натуральные объемы потребления. [19. с. 6]