Особенности российского рынка алкогольной продукции
Главная тенденция 2010 года - сокращение в результате мер Росалкогольрегулирования нелегальной водки и ЛВИ в системе легальной розничной торговли. По итогам года объем легального алкогольного производства составит 235 млн. дал и увеличился в 2010 г. на 10% относительно 2009.
Из всей алкогольной продукции в 2010 году наибольший рост продемонстрировало игристое и столовое вино - 15,3% (22,4 млн. дал) и 14,5% (45,1 млн. дал) соответственно. Из крепкого алкоголя выросло производство только водки на 3,7% - 95,4 млн. дал. Сильнее всех упало производство ЛВИ: выпуск продукции крепостью менее 25 градусов снизился на 37% (3,4 млн. дал), продукции крепостью более 25% - на 42,1% (7,5 млн. дал). Выпуск коньяка в 2010 году также сократился - на 28,8% (9 млн. дал).
Рис. 1.1. Объем производства алкогольной продукции по основным товарным группам за 2010 г., в млн. дал.
Производство легального крепкого алкоголя упало в начале 2010 г. на 14,2%, во 2 квартале - на 15,1%; однако уже в 3 квартале спад прекратился и начался процесс «относительного роста» - по итогам января - сентября спад вышел на уровень 14,6%. По итогам года производство легальной продукции в группа крепкой алкогольной продукции в целом составит около 114,3 млн. дал.
Более трети всего объема российского производства водки и ликероводочных изделий приходится на Центральный федеральный округ. В Приволжском федеральном округе производится 21% данной продукции. Доля Южного федерального округа (включая Северокавказский ФО) составляет более 16%.
Рис. 1.2 Производство водки и ЛВИ по Федеральным округам России
Регионами с наибольшими объемами производства водки и ликероводочных изделий в 2010 году стали: Московская область, г. Москва, Кабардино-Балкарская Республика, Тульская область, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург и Республика Башкортостан. Лидирует Московская область, производящая около 20% всей отечественной водки и ликероводочных изделий, в г. Москве выпускается около 10% данной продукции, производимой в России. Третье место занимает Кабардино-Балкарская Республика, производящая более 9% этой продукции. [17.с. 25]
Рис. 1.3. Производство водки и ЛВИ по регионам России, в %
Крупнейшими российскими производителями водки и ликероводочных изделий являются ЗАО «Ликероводочный завод «Топаз», ОАО «Московский завод «Кристалл», ООО «Омсквинпром», ОАО «Татспиртпром» и ОАО «Башспирт». Наибольшая доля в структуре российского производства принадлежит ЗАО «Ликероводочный завод «Топаз» (более 10%), ОАО «Московский завод «Кристалл» занимает второе место по объемам выпускаемой водки и ликероводочных изделий в России, производя около 8% данной отечественной алкогольной продукции, третье место принадлежит ООО «Омсквинпром» - почти 5% производства отечественной водки и ликероводочных изделий.
Производство коньяка в 2010 году составило 676 тысяч декалитров, что практически на треть (28,4%) меньше, чем за аналогичный период 2009 года. За восемь месяцев 2010 года производство коньяка сократилось на 21,6%.
На российском рыке
наблюдается постепенное объемное восстановление в производстве низко алкогольной продукции. Если в 1 квартале 2010 падение составило 14,6%, то к концу года уже 11,3%. В целом объем легального производства составит по итогам 2010 г. около 109,7 млн и дал. Объем производства вина и винодельческих изделий в 2010 году возрос на 4% по сравнению с предыдущим годом. В России вино занимает третье место по популярности среди алкогольных напитков после водки и ликероводочных изделий, а также пива. В 2010 году емкость рынка столовых вин оценивалась в 155 млрд. рублей. Около трех четвертей всего объема российского производства виноградных вин приходится на Южный федеральный округ (включая Северо-Кавказский ФО). Центральный федеральный округ занимает 13% производства, на Северо-Западный ФО приходится 9,0%.