Совершенствование организации управления внешнеторговой деятельностью на предприятии ЗАО «Регата»
При осуществлении внешнеэкономической деятельности ЗАО «Регата» столкнулось с основной проблемой, характерной для алкогольного рынка в целом, - ограниченностью доступной информации о состоянии внутреннего и внешнего рынка. Сообщения о каких-либо существенных изменениях отражаются в СМИ с большим опозданием. Несвоевременное получение сообщения приводит к потере его ценности. Информация - самый ценный ресурс при условии, что она имеет ценность и полезность для достижения конкретных поставленных целей. Целью ЗАО «Регата» является повышение эффективности внешнеэкономической деятельности.
При импорте и экспорте алкогольной продукции, прежде всего, необходимо определиться с рынком сбыта, покупательским спросом, с категорией покупателей, на которых в соответствии с уровнем дохода необходимо сделать акцент. Также необходимо найти фирм-партнеров, проверить их надежность, заключить внешнеторговые контракты, своевременно учитывая изменения в законодательстве; организовать транспортировку товара, проанализировав возможные варианты и выбрав наиболее оптимальный по затратам; выбрать наилучший метод ценообразования; взаимодействовать с таможенными органами. Следовательно, при расширении внешнеторговой деятельности ЗАО «Регата» понадобится большой объем информации в различных областях.
Способов получить необходимую информацию несколько:
) обратиться в организации, специализирующиеся на проведении внешнеторговых операций и их юридическом сопровождении. Плюсом является большой опыт работы, связанный с внешнеторговыми операциями. Основным минусом данного способа является его дороговизна, так как специалистов по различным областям ВЭД, специализирующихся на торговле алкогольной продукции, немного. Другой недостаток заключается в том, что сторонних специалистов необходимо вводить в курс дела, а для этого нужно отрывать сотрудников организации от их обязанностей. Необходимостью также станет раскрытие части конфиденциальной информации. Хотя со сторонними организациями заключаются соглашения о конфиденциальности, утечка информации возможна, а доказать вину в этом случае затруднительно;
) воспользоваться услугами исследовательских компаний с целью проведения маркетинговых исследований зарубежных рынков. Плюсом является отработанная схема проведения исследований и большой опыт работы. Проведение маркетинговых исследований - одно из самых дорогих мероприятий (стоимость от 3000 до сотен тысяч рублей). Недостаток заключается в том, что готовые исследования зарубежных рынков предлагаются всем желающим. Пользователем содержащихся в них сведений будет не только ЗАО «Регата», но и его конкуренты. Зачастую исследования содержат общеизвестные факты, давно отраженные в СМИ. Возможно проведение маркетинговых исследований на заказ, однако нет гарантий, что полученные данные будут полезны для конкретных целей деятельности ЗАО «Регата»;
) использовать опыт конкурентов по данному направлению деятельности. Плюсом является то, что можно использовать отработанные схемы, а не тратить время на их разработку. Минус - сложность получения и отсутствие гарантии достоверности данных.
) создать отдел внешнеэкономической деятельности (ОВЭД). Плюсом является то, что можно при создании отдела привлечь собственных сотрудников; минимизировать риск утечки информации к конкурентам; более оперативно получать информацию и согласовывать её со всеми сотрудниками, обеспечивающими осуществление внешнеторговой сделки. Минус создания отдела - дополнительные затраты.
Учитывая то, что в планы Общества входит осуществление не единичных внешнеторговых операций с разовой или периодической поставкой, а создание прочных внешнеэкономических связей с целью долгосрочного систематического сотрудничества, целесообразно создать ОВЭД. Данная форма организации управления ВЭД создается в структуре управления предприятием при постоянном характере экспортных и импортных операций, нацеленности на их расширение.