Совершенствование организации управления внешнеторговой деятельностью на предприятии ЗАО «Регата»
Основной функцией организации управления ВЭД является углубление торговых отношений с иностранными партнерами. В соответствии с этим задачи ОВЭД сводятся к следующим:
) планирование, организация и непосредственное осуществление внешнеэкономических сделок;
) наращивание объемов экспорта, совершенствование его товарной и региональной структуры;
) повышение эффективности импортных закупок в соответствии со стратегией развития ЗАО «Регата»;
) изучение и анализ конъюнктуры мирового рынка алкогольной продукции;
) разработка предложений по совершенствованию внешнеэкономических операций;
) систематическое изучение деятельности важнейших отечественных и зарубежных конкурентов, анализ их сильных и слабых сторон; участие в разработке ценовой стратегии и политики предприятия;
) контроль выполнения обязательств по заключенным контрактам: контроль организации отгрузки, страхования, таможенной очистки и транспортировки товаров;
) контроль платежно-расчетных операций, анализ рекламаций; анализ эффективности внешнеэкономических операций ЗАО «Регата»;
) организация и участие переговоров с зарубежными партнерами;
) подготовка к участию в международных выставках, ярмарках.
ОВЭД ЗАО «Регата» будет иметь немногочисленный штат сотрудников и линейную структуру управления (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Схема рекомендуемой организационной структуры ОВЭД
Из схемы видно, что все специалисты взаимосвязаны и могут беспрепятственно осуществлять совместную деятельность, конечной целью которой является оптимизация и совершенствование внешнеэкономической деятельности ЗАО «Регата».
Таким образом, все сотрудники отдела будут концентрировать свою деятельность вокруг ВЭД предприятия, и решать вопросы, непосредственно касающиеся взаимоотношений с внешнеторговыми партнерами. Создание отдела ВЭД будет способствовать формированию информационного банка данных потенциальных партнеров, разрабатывать маркетинговые стратегии на внешнем рынке, предварительно изучив состояние спроса и предложения на этих рынках, изучить деятельность наиболее перспективных поставщиков продукции, наладить с ними деловые контакты в короткие сроки. Кроме того, действующие в данный момент в рамках ЗАО «Регата» служба продаж, отдел сбыта и служба маркетинга, отдел логистики контролируют работу, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, что возлагает на них большой объем обязанностей и ведет к снижению эффективности управления продажами на зарубежном рынке.
Преимущества создания ОВЭД также заключаются в следующем:
) линейная структура управления обеспечит высокую скорость прохождения решений от руководителя к подчиненным;
) сотрудники составляют единый коллектив организации и четко представляют стоящие перед ними задачи, которые формулируются руководителем отдела ВЭД;
) сотрудники работают для достижения конкретных целей, а самое главное, заинтересованы в перспективах и качестве исполнения задания.
Для сравнения, привлекаемые сторонние специалисты работают в различных организациях. Они часто имеют почасовую оплату, что обычно приводит к искусственному увеличению времени работы, а также заинтересованы в собственной выгоде, а не в развитии организации. Получаемая информация из различных организаций требует дополнительного согласования. Специалистов из разных сторонних организаций затруднительно одновременно отправить в командировку. Учитывая то, что внешнеэкономическая деятельность ЗАО «Регата» носит периодический характер и развивается, это создаст большие сложности.
Создание ОВЭД будет способствовать развитию внешнеэкономической деятельности, и обеспечит конкурентное преимущество ЗАО «Регата» на рынке алкогольной продукции. Экономический эффект при реорганизации системы управления ВЭД выразиться в увеличении скорости и качества выполнения возложенных на отдел функций в связи с упрощением поступления информации в подразделения, а также возможностью их более тесного взаимодействия.