Совершенствование организации управления внешнеторговой деятельностью на предприятии ЗАО «Регата»
) восстановление баланса рынков отечественной и импортной продукции на алкогольном рынке России.
) межрегиональная и региональная консолидация алкогольных компаний.
) сокращение объемов производства ЛВИ и рост производства вина.
) смещением потребительских предпочтений с высоких ценовых сегментов в низкие.
Наряду с динамичным развитием алкогольный сектор по-прежнему остается наиболее проблемной отраслью российской экономики, так как характеризуется высоким уровнем криминализации и коррупции, большим объемом фальсифицированной, контрафактной и низкокачественной продукции на российском рынке.
С целью легализации рынка алкогольной продукции за последние 3 года произошли следующие изменения:
) создание на основании Указа Президента РФ от 31 декабря 2008 года №1883 Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
) постепенное восстановление объема рынка легальной продукции
) повышение минимальных цен на некоторые группы крепкого алкоголя, с целью минимизации доли контрафактной продукции
) введено обязательное декларирование розничных продаж
Таким образом, в 2010 году наблюдается сокращение доли нелегальной продукции. По итогам года объем легального алкогольного производства составит 224 млн. дал и увеличился в 2010 г. на 10% относительно 2009.
Что касается внешнеторговой деятельности, то здесь отмечается увеличение поставок алкогольной продукции на 3,8 млн. л., при этом большая доля поставок алкогольной продукции приходится на ликероводочные изделия. Наибольший объем экспорта отечественной продукции приходится на страны СНГ - Казахстан, Армению, Азербайджан, а также Латвию, Германию, США, Великобританию.
Доля импортного алкоголя на российском рынке довольно велика, в настоящее время она составляет около 60%. При этом ведущие позиции в импорте занимают такие страны как Украина, Молдавия, Болгария, Франция, Испания, Италия.
Компания «Регата» играет немаловажную роль в импорте алкогольной продукции. Она занимает лидирующие позиции среди импортеров Ростовской области и 14 место среди импортеров России. Ее доля в импорте алкогольной продукции по итогам 2010 года составляла 8% в абсолютном выражении и 5% - в денежном.
ЗАО «Регата сотрудничает с ведущими поставщиками из стран дальнего (Япония, Франция, Аргентина, Испания) и ближнего зарубежья (Украина, Молдавия, Болгария, Абхазия).
Предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность по следующим основным направлениям:
) импорт готовой продукции из страны ближнего и дальнего зарубежья;
) дистрибуция на территории России зарубежных спиртных напитков
) реклама и продвижение продукции собственного бренда на внешний рынок.
Свою внешнеэкономическую деятельность Общество осуществляет самостоятельно, приобретая алкогольную продукцию напрямую у иностранных производителей. Услугами сторонних организаций при осуществлении внешнеэкономической деятельности компания пользуется в случаях, когда необходимо: проверить или получить информацию о потенциальных зарубежных партнерах; оформить надлежащим образом документы, сопровождающие внешнеторговую сделку; получить консультации специалистов по внешнеэкономической деятельности.
В работе ЗАО «Регата» на внешних рынках участвуют такие структурные подразделения, как отдел закупок, выполняющий основную часть внешнеторговых операций, а также служба продаж, отдел логистики и отдел маркетинга.
Несмотря на то, что уже более 10 лет ЗАО «РЕГАТА» успешно осуществляет внешнеэкономическую деятельность, масштабы которой с каждым годом возрастают, входе анализа внешнеторговой деятельности предприятия, был выявлен ряд проблем как организационного, так и экономического характера. Основные из них:
) отсутствие отдела ВЭД, при нарастающих объемах импортных и экспортных операций, что снижает эффективность внешнеторговой деятельности, а также приводит к дублированию функций руководителей и специалистов предприятия в процессе управления ВЭД;