Взаимосвязь копинг-стратегий и готовности к инновациям
В ходе исследования была получена картина взаимосвязи между копинг-стратегиями и готовностью к инновациям.
Был проведен корреляционный анализ полученных данных с использованием рангового коэффициента Спирмена. Результаты статистического анализа значимых связей указаны в таблице №3
Таблица №3 Корреляционный анализ взаимосвязи готовности к инновациям и копинг-стратегий
Копинг-стратегия |
Готовность к инновации |
Коэффициент корреляции |
Достоверность различий |
Самоконтроль |
При условии ответственности |
- 0,532 |
Р<0,01 |
Положительная переоценка |
При условии ответственности |
0,548 |
Р<0,01 |
Положительная переоценка |
При условии реализации |
0,674 |
Р<0,01 |
Положительная переоценка |
На основе позитивного восприятия нового |
0,714 |
Р<0,01 |
Анализ данных выявил отрицательную корреляцию между копинг-стратегией "самоконтроль" и готовностью к инновации при условии возможности взять на себя ответственность (r = -0,532 при р<0,01). Это говорит о том, что работникам с ярко выраженными лидерскими наклонностями не свойственно чрезмерное регулирование своих чувств, действий и контролирование эмоций - как копинг-стратегия.
"Положительная переоценка", - как копинг-стратегия, - положительно коррелирует с готовностью к инновациям при условии возможности взять на себя ответственность (r= 0,548 при р<0,01), готовностью при условии личностной и профессиональной самореализации(r=0,674 при р<0,01) и готовностью на основе позитивного эмоционального восприятия всего нового(r=0,714 при р<0,01). Таким образом, работники, склонные при стрессовой ситуации прикладывать усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности, готовы поддержать новшество, если оно поможет чувствовать себя профессионально выше, реализовать себя как руководителя и привносит чувство новизны.
Выводы.
Целью данного исследования было изучение взаимосвязи между копинг-стратегиями и готовностью к инновациям.
В соответствии с целью исследования были выполнены следующие задачи:
. Изучены аспекты готовности к инновациям, а также копинг-стратегии, применяемые человеком в ситуации принятия нового.
. Выявлены особенности готовности к инновациям у преподавателей Педагогического колледжа №1 им. Н.А. Некрасова
. Описаны основные копинг-стратегии, применяемые преподавателями колледжа.
. Выявлена взаимосвязь между копинг-стратегиями и готовностью к инновациям на данной выборке.
. На основе результатов исследования сформулированы практические рекомендации.
По результатам проведенной работы видно, что в условиях данной выборки у преподавателей наиболее выраженными механизмами совладания со стрессом являются "поиск социальной поддержки", "положительная переоценка", "планирование решения проблемы" и "самоконтроль". Таким образом, в стрессовой ситуации их основные усилия будут направлены на:
поиск информационной, действенной и эмоциональной поддержки,
создание положительного представления о себе с помощью акцентирования внимания окружающих на собственном личностном росте,
изменение ситуации, анализ возникших проблем и путей выхода из них,
- регулирование своих чувств и действий.
При этом данной выборке практически не свойственно признание своей роли в проблеме, понимание своей вины и самобичевание, а также агрессивные усилия по изменению ситуации.
По результатам сравнительного анализа готовности к инновациям данной выборки можно сделать вывод о том, что данная выборка в принципе хорошо воспринимает всё новое и на первых стадиях внедрения инновации будет её поддерживать, пока есть чувство новизны или если она связана с личностной и профессиональной самореализацией. Что интересно, в равной степени проявляется готовность поддержать новшество при условии возможности следовать за лидером, который будет брать на себя контроль за инновацией, так и при возможности взять ответственность за дело на себя. Так же важную роль играет наличие успеха участия в инновациях в прошлом. Мотивы материального вознаграждения и отсутствия изменений в привычной деятельности не являются определяющими