Взаимосвязь копинг-стратегий и готовности к инновациям
При корреляционном анализе были выявлены следующие взаимосвязи:
. - между копинг-стратегией "самоконтроль" и готовностью к инновации при условии возможности взять на себя ответственность, отрицательная взаимосвязь;
. - между копинг-стратегией "положительная переоценка" и готовностью к инновациям при следующих условиях:
возможности взять на себя ответственность,
личностной и профессиональной самореализации,
позитивного эмоционального восприятия всего нового.
В первом случае взаимосвязь говорит о том, что работникам с ярко выраженными лидерскими наклонностями не свойственно чрезмерное регулирование своих чувств, действий и контролирование эмоций - как копинг-стратегия.
Вторая взаимосвязь показывает, что, работники, склонные при стрессовой ситуации прикладывать усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности, готовы поддержать новшество, если оно поможет чувствовать себя профессионально выше, реализовать себя как руководителя и привносит чувство новизны.
Корреляций со стажем, опытом работы, оценкой со стороны руководителя и количеством предполагаемых инноваций, и - преобладающим копинг-поведением и готовностью к инновациям - не обнаружено, что говорит о решающей роли именно личностных аспектов при внедрении инноваций в организации.
Данные результаты представлены администрации колледжа и будут использованы при планировании активности преподавателей на следующий учебный год.
Заключение
В данной работе приведен краткий обзор основных теоретических положений об инновациях, инновационном процессе и человеке как центральном звене инновационного процесса. В литературе приведено большое количество различных теорий о том, что такое инновация, как следует ее определять, как ее можно классифицировать, что такое инновационный процесс и каким образом он реализуется в действительности. Также сейчас достаточно литературы, посвященной социальным аспектам инноваций.
Человек - важнейшее звено инновационного процесса. Поэтому очень важно осознавать степень необходимости грамотной мотивации сотрудников организации, реализующей инновационный процесс. Нужно мотивировать сотрудников всех звеньев управления, причем у каждого звена - высшего, среднего или низового - есть свои особенности мотивации. Эффективная мотивация, проведенная на всех уровнях управления, значительно снижает внутреннее сопротивление организации инновационному процессу.
Но важна не только мотивация сотрудников. Немаловажно также учитывать личностные особенности сотрудников и менеджеров, участвующих в инновациях. В связи с этим в работе раскрывается понятие копинга, копинг-стратегий и копинг-поведения как способов преодоления человеком сопротивления.
Любое изменение в организационной среде связано с необходимостью в адаптации и является своеобразным стрессором как для работников, так и для менеджеров. Именно поэтому, целью данной работы было - исследовать взаимосвязи между выраженностью тех или иных копинг-стратегий и выраженностью тех или иных типов готовности к инновациям. Результаты исследования позволят более четко прогнозировать поведение персонала в период внедрения инноваций, определять направления стимулирования и избегать траты лишних ресурсов.
Были использованы четыре методики: одна методика Р. Лазаруса (на определение ведущей копинг-стратегии), а другие три - на определение различных аспектов готовности к инновациям.
Анализ данных показал, что на выборке преподавателей ведущими копинг-стратегиями являются: поиск социальной поддержки, положительная переоценка, более тщательное планирование решения и повышенный самоконтроль. Таким образом, уделяя данным видам деятельности более пристальное внимание, мы можем избежать излишних временных трат при внедрении инноваций.
Преобладающими типами готовности к инновациям являются "позитивное восприятие новизны как таковой", "связь инновации с личностной и профессиональной реализацией" и "готовность последовать за лидером".
Следовательно, при планировании инноваций в данной организации необходимо усиливать те акценты в восприятии инновационного процесса, которые основываются на выявленных типах готовности к инновациям.
Анализ корреляций показал, что основная экспериментальная гипотеза подтвердилась: копинг-поведения взаимосвязан с некоторыми аспектами готовности к инновациям. Те преподаватели, которые в сложной, стрессовой ситуации склонны к повышенному вниманию в саморегуляции, самоконтролю, не склонны брать на себя ответственность за те или иные инновационные проекты и, наоборот, лица, готовые брать на себя ответственность за те или иные инновационные проекты, не склонны "уходить" в чрезмерный контроль за своими действиями и эмоциями, они в этом плане более свободны.