Стратегическое планирование деятельности промышленного предприятия
Успех любого предприятия предопределяется в первую очередь тем, насколько тщательно продуманы и определены цели бизнеса и средства их достижения. Принятие правильных управленческих решений, обеспечение их эффективности в условиях рынка, невозможны без использования планирования, являющегося одной из ключевых функций менеджмента.
Стратегическое планирование выступает как совокупность действий, направленных на достижение поставленных предприятием целей. Планирование особенно важно для оптимизации решений, поскольку предполагает системность в работе.
Планирование - весьма значительный элемент процесса менеджмента. На основе планов, созданных предприятием, в дальнейшем определяются решения совета директоров хозяйственного общества, формируется система мотивации привлечения к их выполнению персонала, контроль достигнутых результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Менеджер планирует потому, что он обязан заботиться о том, что должно произойти с бизнесом. Он должен предвидеть и действовать, опережая время. Это позволит избежать многих ошибок и лучше использовать имеющиеся возможности.
Стратегическое планирование - не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и находить оптимальные возможности с ними справляться.
Предприятие не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способно управлять им при помощи эффективного предвидения. Отсутствие планов на предприятии всегда сопровождается трудностями, ошибочными рыночными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является основной причиной плохого состояния дел.
Планирование дает такие основные преимущества, как устранение неопределенности, точное определение целей и действий по их достижению, появление и развитие творческого элемента в управлении, избежание ошибок в будущей работе, возможность предвидеть и действовать в рыночной ситуации.
В рыночных условиях предприятие широко использует преимущества планирования в конкурентной борьбе. Поэтому всякий, кто всерьез намерен заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный план-документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции.
Наличие разработанного плана позволяет активнее развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, обеспечивает объективную основу для выбора лучших решений.
Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, которое включает определение перспективных целей, способа их достижения и ресурсного обеспечения.
Каждый предприниматель решает три задачи: что, как и для кого производить. Не интуиция, импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка решений о целях, средствах и действиях предприятия путем сравнительной оценки альтернатив и ожидаемых условий составляет сущность планирования бизнеса.
Эффективное планирование способствует таким управленческим решениям, которые ведут к прогрессу. Стратегическое управление предприятием опирается на постоянное и системное планирование, которое включает две составляющих: стратегическое планирование и тактическое (оперативное, текущее) планирование.
На уровне предприятия осуществляется детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже по рабочему месту, а также стратегическое планирование, составной частью которого являются долгосрочные планы. Это обеспечивает надежную основу для принятия и осуществления управленческих решений на разных уровнях.
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы заключается в том, что именно стратегическое планирование определяет стратегические направления развития предприятия, формирует его социальные и научно-технические программы.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по стратегическому планированию деятельности предприятия.
Объектом исследования является закрытое акционерное общество «ГОТЭК». Предметом исследования является процесс стратегического планирования рассматриваемого предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретические вопросы стратегического планирования деятельности предприятия;
рассмотреть этапы процесса стратегического планирования;
охарактеризовать рассматриваемое предприятие ЗАО «ГОТЭК»;
проанализировать технико-экономические и финансовые показатели работы ЗАО «ГОТЭК» за 2006 - 2008 гг.;
оценить стратегическое планирование на предприятии;
разработать рекомендации по стратегическому планированию деятельности ЗАО «ГОТЭК».
Теоретическими и методическими основами исследования явились различные работы специалистов по рассматриваемой теме.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
- Сущность стратегического планирования и его место в системе управления предприятием
- Этапы процесса стратегического планирования
- Подходы к разработке стратегии развития предприятия
- Общая характеристика деятельности предприятия
- Анализ динамики технико - экономических и финансовых показателей деятельности предприятия
- Оценка стратегического планирования на предприятии
- Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования деятельности ЗАО «ГОТЭК»