Этапы процесса стратегического планирования
Деятельность, связанную с планированием, целесообразно разделить на несколько основных фрагментов:
процесс составления планов (непосредственный процесс планирования) - принятие решений о будущих целях предприятия и способах их достижения;
работа по практической реализации плановых решений. Результатами указанной деятельности являются реальные показатели деятельности предприятия;
контроль результатов, когда происходит сопоставление реальных результатов с намеченными показателями, а также формирование предпосылок для корректировки действий предприятия в необходимом направлении.
Процесс планирования - это не только определение последовательности операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Данный процесс нуждается в гибкости, эластичности и управленческом искусстве. Участвующие в процессе планирования специалисты не просто выполняют предписанные им функции, а призваны действовать творчески, проявлять способность к изменению характера действий, если этого требуют обстоятельства.
Стратегическое планирование - это многоэтапный процесс, осуществляемый последовательно - параллельно и включающий следующие ступени.
. Определение бизнеса. Каждый руководитель должен четко представлять назначение своего бизнеса, перспективы его развития. Для ответа на эти вопросы необходимо знать следующие исходные параметры:
описание производимого продукта с учетом его технико-экономических, потребительских свойств и технологичности;
оценку масштабов рынка этого продукта, состав потребителей, специфику их потребностей;
рыночную сегментацию.
Характеристика бизнеса и оценка его перспектив, а также определение своего места в нем являются постоянной заботой руководителя любого уровня управления.
. Предназначение бизнеса. После того как определен продукт, с которым предприятие собирается выступать на рынке, и конкретизировано место на нем, требуется спрогнозировать такие показатели, как темп роста продаж, размер доли занятого рынка, уровень прибыльности или доходности, масштабы чистого дохода и денежного оборота.
Таким образом, предназначение бизнеса - это совокупность целей, во имя которых данная продукция производится в масштабах, адекватных потребностям рынка и возможностям предприятия.
. Функциональные стратегии. Это совокупность взаимосвязанных стратегий в области производства, инвестиций, финансов, трудовых ресурсов, маркетинга. Эти стратегии окончательно вырабатываются исходя из предыдущих проработок, то есть тогда, когда определились с масштабами производства продукции, рынками, ассортиментной политикой, ценами, каналами товародвижения.
. Бюджетирование. На этом этапе плановый цикл завершается составлением бюджетов, обеспечивающих реализацию разработанных стратегий, то есть формируется система распределения ресурсов, составляются балансы, проектируется денежный оборот.
Бюджетирование и представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, представленных количественно.
В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к уточнению плана) связью.
Основу разработки стратегических планов составляют глубокий анализ основных тенденций, угроз и возможностей, которые существуют во внешнем окружении предприятия, и всесторонний прогноз их будущего изменения.
Это позволяет сформулировать перспективные цели в различных сферах деятельности, таких, как инновации, диверсификация, расширение существующих и захват новых рынков, направление и способы конкурентной борьбы; оценить возможные последствия реализации или, наоборот, отказаться от реализации тех или иных стратегий.
Основными методами создания стратегических планов (обычно от будущего к настоящему) являются построение «дерева» целей, разработка альтернативных сценариев и ситуационных моделей; экспертные и матричные оценки вариантов хозяйственного поведения и др.
В процессе составления таких планов: формируются основные стратегии (прежде всего маркетинг); определяются производимые продукты, услуги, рынки сбыта их и сегменты, поставщики, потребители и принципы поведения по отношению к ним; распределяются необходимые ресурсы; детально планируется программа маркетинга.
В целом процесс стратегического планирования представляет собой последовательность трех этапов [34, с. 25]: