Этапы процесса стратегического планирования
Анализ финансового состояния направлен на то, чтобы содействовать повышению эффективности процесса стратегического планирования предприятия. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости, а также положение предприятия относительно его конкурентов. Такой анализ раскрывает зоны внутренних сильных и слабых сторон предприятия в долгосрочной перспективе.
Человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем на предприятиях зачастую находятся в людях. Если предприятие обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, оно в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае необходимо добиваться улучшения работы, поскольку в таких условиях вероятность подвергнуться опасности в будущем очень велика.
Культура и образ предприятия. Культура и образ предприятия подкрепляются или ослабляются его репутацией. В процессе обследования предприятия с этой точки зрения выясняется, какой репутацией обладает предприятие в отношении достижения своих целей; было ли оно последовательно в своей деятельности; каково положение предприятия по сравнению с другими в отрасли?
Второй этап процесса стратегического планирования - формулирование миссии и определение целей предприятия.
Результатом действий на данном этапе должно стать представление о желаемом состоянии предприятия, которого оно должно достигнуть через определенный промежуток времени. Для определения желаемого состояния важнейшим моментом становится выбор направления развития, которое, в свою очередь, существенно зависит от миссии предприятия.
Ценности руководства, естественно, также, влияя на выбор направления развития, оказывают свое воздействие на разработку системы конкретных показателей, позволяющих формализовать процесс целеполагания, то есть количественно определить те позиции, которые предприятие должно иметь в качестве целей реализации разрабатываемого плана.
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
В процессе формулировки миссии предприятия определяются:
задачи предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, основных рынков и технологий;
внешняя среда по отношению к предприятию, которая определяет его рабочие принципы;
культура предприятия - какого типа рабочий климат существует внутри предприятия [27, с. 133].
Миссия предприятия - его основная, глобальная задача. Миссия отличает предприятие от конкурентов в глазах потребителей и его служащих.
Миссия - это основная цель, ради достижения которой предприятие создается. Миссия имеет комплексный характер, включает как внешние, так и внутренние ориентиры деятельности предприятия, выражает сущность делового успеха, к которому оно стремится.
Четкое определение миссии трансформируется в конкретные измерения, юридические нормы, практические рекомендации. Большую роль в формировании миссии играет интуиция и опыт руководителей. Выбор миссии определяется потенциалом и размером предприятия. Чем больше выбрано показателей, тем фундаментальнее она выглядит.
Характер миссии определяется такими факторами, как история предприятия, его культура, структура организации и качество руководства. Миссия определяет основное направление деятельности предприятия, природу этой деятельности, причину существования.
У миссии предприятия есть своя финишная черта - период времени, в рамках которого она должна быть реализована. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение было обусловлено серьезным напряжением сил на предприятии. Срок выполнения миссии должен быть обозримым для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда.
Миссия - это цель, для которой предприятие существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Особое значение миссии для деятельности предприятия заключается в том, что она:
является основой для всех плановых решений предприятия, для дальнейшего определения его целей и задач;
создает уверенность, что предприятие преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;
помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
обеспечивает понимание и поддержку среди внешних участников предприятия.
Содержание миссии обычно включает в себя следующие основные элементы:
описание продуктов (услуг), предлагаемых предприятием;