Этапы процесса стратегического планирования
характеристика рынка - определение основных потребителей, клиентов, пользователей;
цели предприятия - выживание, рост, доходность;
технология: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;
философия: выражаются базовые взгляды и ценности предприятия, служащие основой для создания системы мотивации;
внутренняя концепция, в рамках которой описывается собственное мнение предприятия о себе, источники его силы, основные слабости, степень конкурентоспособности, факторы выживания;
внешний образ предприятия, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность предприятия перед партнерами, потребителями, обществом в целом.
На втором этапе процесса стратегического планирования происходит также определение целей предприятия.
Первое и самое существенное решение при планировании - выбор целей. При этом предприятия, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, должны разрабатывать как несколько широко сформулированных целей, так и более частные цели, связанные с общими целями предприятия.
Классификация целей предприятия представлена в таблице 1.1.
Цели (в отличие от миссии) выражают отдельные конкретные направления деятельности предприятия.
Таблица 1.1 - Классификация целей предприятия
Классификационный признак |
Характер целей |
Содержание деятельности |
Экономические, организационные, научные, социальные, технические, рыночные |
Временной период |
Стратегические, тактические, оперативные |
Функциональность |
Производственные, маркетинговые, технологические, сбытовые, снабженческие, кадровые, инновационные |
Измеримость |
Количественно и качественно определяемые |
Приоритетность |
Основные, побочные |
Иерархия |
Высшие, подчиненные |
Важность определения целей связана с тем, что они являются фундаментом для менеджмента, планирования, организации, мотивации, контроля; определяют способы повышения эффективности деятельности предприятия; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.
Общепроизводственные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
Чтобы внести истинный вклад в успех предприятия, цели должны обладать такими характеристиками, как:
конкретность - при определении цели необходима точность отражения ее содержания, объема и времени;
измеримость - достижение целей должно быть количественно или качественно определяемо;
достижимость - должны быть реальными, не выходящими за рамки возможного для предприятия;
согласованность - должны быть согласованы между собой, рассмотрены во взаимосвязи, а не изолированно;
гибкость - быть восприимчивыми к корректировкам, обусловленным объективными и субъективными изменениями;
приемлемость - должны учитывать потребности, традиции, сложившиеся в обществе ценности [21, с. 34].
На третьем этапе - выбор стратегии - разрабатывается множество различных вариантов дальнейшего развития предприятия, а принимается для реализации самый результативный. Разработка стратегии предполагает определение будущего предприятия. При этом надо руководствоваться философией бизнеса, представлять идеальную картину будущего предприятия - состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.
Возрастающее значение такого подхода определяется тем, что он является хорошим средством мотивации работников предприятия, помогает сплачивать, объединять деятельность людей в едином контексте, а также создает чувство перспективы в деятельности предприятия, обеспечивает преемственность, последовательность задач, стоящих перед ним.
Выбирается лучшая стратегия в зависимости от миссии и целей предприятия, перспектив развития, внутренней культуры, факторов среды, приемлемого уровня риска. Возможны следующие варианты стратегий: ограниченный рост, рост, сокращение. После этого осуществляется корректировка стратегии в связи с изменением рыночных условий и конкретизацией стратегических планов.