Этапы процесса стратегического планирования
- стратегический анализ: анализ внешней деловой окружающей среды и анализ ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей);
целеполагание (определение политики предприятия);
формулирование базовой стратегии и выбор стратегических альтернатив (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Схема процесса стратегического планирования
Как видно из приведенной схемы, процесс формирования стратегического плана развития предприятия начинается с этапа анализа. На первом этапе процесса стратегического планирования руководство осуществляет стратегический анализ, включающий в себя анализ внешней среды и управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон предприятия (ресурсного потенциала предприятия).
Анализ внешней среды предполагает оценку внешней среды по трем направлениям:
оценка изменений, воздействующих на текущую стратегию;
определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии предприятия;
выявление факторов, расширяющих возможности достижения общеорганизационных целей путем корректировки плана.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для предприятия. К таким факторам относятся: демографические, технологические, политические, экономические, культурные и природные.
Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он позволяет предприятию своевременно прогнозировать возможности, формулировать планы на случай возможных угроз и разрабатывать стратегии, способные превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:
где сейчас находится предприятие?
где, должно находиться предприятие в будущем?
что должно сделать руководство, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство?
Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон предприятия нацелено на определение того, какими внутренними силами обладает предприятие. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием [21, с. 36].
Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон предприятия, предназначенную для выявления ее сильных и слабых сторон.
С целью упрощения обследование можно вести по пяти функциональным зонам - маркетинг, производство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), финансы, человеческие ресурсы. Кроме того, здесь учитываются также культура и образ предприятия.
В процессе маркетинга определяется:
доля рынка и конкурентоспособность;
разнообразие и качество ассортимента изделий;
рыночная демографическая статистика;
рыночные исследования и разработки;
предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;
эффективный сбыт, реклама и продвижение товара.
Изучение производства важно для длительного выживания предприятия. Ведущую роль здесь играет непрерывный анализ управления операциями, нацеленный на выявление сильных и слабых сторон управления.
В ходе этого анализа выясняют:
доступны ли предприятию новые материалы? Зависит ли оно от единственного поставщика или ограниченного количества поставщиков?
может ли предприятие производить товары или услуги по более низкой цене, чем конкуренты?
является ли оборудование предприятия современным, и хорошо ли оно обслуживается?
рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями?
подвержена ли продукция предприятия сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих?
может ли предприятие обслуживать рынки, не доступные его конкурентам?
обладает ли предприятие эффективной и результативной системой контроля качества?
насколько эффективно на предприятии спланирован и спроектирован процесс производства? Может ли он быть улучшен?
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) - важная составляющая деятельности современного предприятия, во многом определяющая его успех на рынке товаров и услуг как в текущий момент, так и в перспективе.