Наиболее важные выводы проведенного исследования
Анализ представлений сотрудников НПО ПМ о смысле жизни также вскрыл их потребность в творческой работе: более половины опрошенных придерживаются социально-демографической и социально-творческой концепции. Нигилистическая и потребительская концепции бессмертия, оказались наиболее актуальными для сотрудников Центробанка.
В процессе исследования нами была выявлена такая сторона отношения научных сотрудников к работе как патернализм, что также отразилось на восприятии ими корпоративной социальной ответственности. Безусловно, здесь оказывает влияние консерватизм, инертность, связанная, в частности, с возрастом (большинство сотрудников - в возрасте свыше 40 лет). Отпечаток накладывает и статус закрытого города, жители которого в советском прошлом отмечали значительную государственную поддержку и высокий уровень благосостояния. Существенная доля услуг предоставлялась работникам предприятия фактически бесплатно. Поэтому значительная часть работников переносит на современный бизнес ожидания социальной защиты, соответствующей прошлым советским порядкам.
В то же время, при выраженном доверии социальным институтам власти сотрудники НПО ПМ склонны недооценивать способности компании формировать необходимые для ее успешной деятельности условия. Они полагают, что судьба предприятия зависит в большей степени от того, насколько успешно его управляющие сумеют выстроить отношения с государственными структурами. Таким образом, ответственность за положение дел на предприятии возлагается на внешний субъект - государство, местную власть. У сотрудников Центробанка вера в возможности самой организации гораздо сильнее.
Мы можем интерпретировать это различие, учитывая ценностные детерминанты: актуальность нигилистической и потребительской концепций бессмертия среди сотрудников Центробанка и социально-демографической, социально-творческой среди сотрудников НПО ПМ. Американский философ Корлисс Ламонт считает, что представления о бессмертии заставляют человека тратить силы на иллюзорные цели, вместо того, чтобы завоевывать счастье для себя и других. Он убежден, что признание смертности человека не только не подорвет нравственность, но будет действовать как раз в противоположном направлении. «Люди поймут, как никогда раньше, реальность быстротечного времени и осознают свою серьезную обязанность использовать его наилучшим образом». Согласно такому пониманию бессмертия, сотрудники Центробанка склонны возлагать ответственность за положение дел на себя, а не на обезличенный, «демиурговый» объект.
Следует отметить, что наиболее распространенными ценностными детерминантами на уровне массового сознания опрошенных сотрудников обоих предприятий является хорошая семья. Именно эта позиция респондентов коррелирует с мнением о том, что основным преимуществом, получаемым компанией при соблюдении принципов социальной ответственности является укрепление внутрикорпоративных связей.
Семья сегодня становится успешным каналом коммуникации для многих компаний. В качестве корпоративных подарков сотрудникам некоторых компаний приносят не календари или офисные наборы, а подарки, адресованные семье, детям. Например, в 2003 году аэропорт «Шереметьево» в рамках реализации социальных программ по поднятию престижа предприятия в глазах сотрудников провел конкурс детского рисунка. Специалист центра общественных связей международного аэропорта "Шереметьево" Наталья Крейндлин прокомментировала это так: "Мы хотим, чтобы люди жили нашей компанией, но напрямую сложнее давать какие-то установки, а через ребенка легче обратиться к человеку". Кроме того, компания, которая поглощает все большую часть времени сотрудника, часто становится причиной его семейных проблем. Это еще один аргумент в пользу интегрирования семьи в компанию.
Заключение
Западные компании уже несколько лет рассматривают стратегию работы с персоналом через призму социальной ответственности, убедившись в эффективности и экономической выгоде такого подхода. Все заявленные принципы деятельности компании являются руководством к действию.
Такая практика показывает, что социальные программы, в реализацию которых вовлечены сотрудники компании, могут стать важным дополнительным инструментом кадровой политики, с помощью которого руководство может позитивно воздействовать на каждого сотрудника, развивая и «закрепляя» его в компании. Моделей проведения таких программ множество: стипендиальные, стажировчные, грантовые, волонтерские и т.д.
Очевидно, что у каждого из субъектов свое представление о мере социальной ответственности, поэтому в высокоразвитых странах многие индустриальные и профессиональные торговые ассоциации предлагают придерживаться определенных общепринятых этических норм, а целый ряд компаний разрабатывает маркетинговую стратегию с учетом требований более высокого уровня социальной ответственности.