Управление изменениями в организации с помощью мотивации сотрудников
Правильная оценка влияния компании невозможна без ее предварительной организационной диагностики, которая может проводиться с использованием приведенных ниже моделей.
. Модель Вайсборда «Шесть ячеек» (рисунок 1.4.1) основана на идее об организации как открытой системы и принципе равнозначности и взаимосвязанности ячеек. Вопросы, обозначенные в ячейках, рассматриваются как основные при проведении диагностики. «Сканирование» ячеек дает возможность прояснить все основные аспекты деятельности компании [39, с.59]. https://avtoazbuka.net купить ваз lada priora 2016 комплектации и цены.
. Модель 7С McKinsey (рисунок 1.4.2) была разработана для анализа конкурентных преимуществ компании. Она не включает в явном виде внешнюю среду и в целом ориентирована на внутренние механизмы функционирования компании [39, с.63].
. Модель Берка - Литвина (рисунок 1.4.3) соответствует подходу к организации как открытой системе, поскольку внешняя среда в ней является частью общей модели компании. Модель исходно иерархична. Четыре верхние ячейки - внешняя среда, миссия и стратегия, лидерство, культура - являются основными ее элементами. Подчеркнем, что разработчики модели предназначали ее для анализа процесса организационных изменений [39, с.60].
Влияние особенностей компании, связанных с ее «самообучением». Идея термина «обучающаяся или самообучающаяся организация» сформулирована еще в конце 70-х гг. Т. Питерсом и Р. Уотерманном [28, с.88], которые сформулировали идею о том, что лучшие компании - это обучающиеся компании. Вслед за ними и другие исследователи стали обращаться к этой теме. В настоящее время известны как минимум три концепции «обучающейся организации».
Рисунок 1. 4.1 - Модель Вайсборда «Шесть ячеек»
Рисунок 1.4.2 - Модель 7С компании McKinsey
Рисунок 1.4.3 - Модель Берка - Литвина
1. «Обучающейся» можно назвать компанию, которая создает условия для обучения и развития всех работников, и, находясь в процессе постоянного самосовершенствования, изменяет, таким образом, ее окружающий мир [7, с.135].
К таким условиям можно отнести:
заинтересованность руководства организации в успехе работы;
использование специальных методов, технологий.
К этим специальным методам или технологиям можно отнести управление проектами и все его возможные разновидности, поскольку управление проектом - это целенаправленное управление изменением. Успешность управления проектом определяется достижением его целей, которые легко устанавливаются в технических или профессиональных сферах, но не в сфере самообучения. Помимо этого критерия, гораздо важнее извлечь опыт из процесса достижения цели, который можно будет применить в других проектах. Превращая каждый проект в «обучающийся», можно заложить основы создания «обучающейся организации».
. Организация учится преодолевать разрыв между теорией предполагаемых действий (знаниями) и практикой (деятельностью), используя технологию «обучения действием» (action learning) или «learning by doing».
Основное отличие «обучения действием» от управления проектами состоит в том, что каждый участник программы «обучения действием» работает над собственным проектом, планируя необходимые действия и осуществляя их.
Существование развития может быть одним из критериев эффективности компании. При этом можно выделить три группы критериев:
Эффективность компании определяется ее способностью к достижению цели или степени этого достижения.
Эффективность компании связана со способностью организации выживать в изменяющейся среде или «эксплуатировать свою окружающую среду для приобретения редких и ценных ресурсов с целью поддержания своего функционирования».